Звоните нам прямо сейчас! Тел: +998 97 9105999, +998 91 5555770

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КОНВЕНЦИИ ООН «О ПРАВАХ РЕБЕНКА» В УЗБЕКИСТАНЕ

С первых же дней независимости по инициативе и под непосредственным покровительством главы нашего государства была определена поэтапно осуществляемая системная стратегия воспитания несовершеннолетних и молодежи и реформирования сферы развития их духовности. В соответствии с ней намечено провести ряд реформ в таком приоритетном направлении, как:

— защита прав несовершеннолетних и молодежи;

— создание и развитие законодательной основы, гарантирующей защиту прав несовершеннолетних и молодежи;

— создание необходимых институциональных структур, связанных с защитой прав несовершеннолетних и молодежи;

— повышение духовности несовершеннолетних и молодежи, а также качества получаемого ими образования;

— охрана здоровья несовершеннолетних и молодежи, воспитание здорового поколения;

— усиление заботы государства о несовершеннолетних и молодежи, нуждающихся в социальной защите;

— профилактика правонарушений среди молодежи;

— формирование социально-экономических условий для воспитания всесторонне развитого молодого поколения и т. д.

Основная цель данных реформ состоит в социальном формировании и совершенствовании личности, создании социальных, экономических, правовых, организационных условий для наиболее полного проявления юных талантов во имя интересов общества, а также их гарантий.

Общеизвестно, что период, предшествующий совершеннолетию — до 18 лет — наиболее сложный и хрупкий в жизни человека. В это время формируется сознание человека, его моральный и духовный облик, поведение. Поэтому бросать сейчас на произвол судьбы наших неокрепших детей, не уделять должного внимания воспитанию, образованию и духовности — просто недопустимо. Это грозит серьезными последствиями в будущем. В этом отношении привлечение внимания к защите прав молодежи, составляющей большую часть населения, является одним из приоритетных направлений государственной политики. Президент И. Каримов в своей книге «Узбекистан, устремленный в XXI век» отмечал, что проблемы работы с молодежью требуют особого внимания. Мы должны постоянно помнить, что будущее нашего государства связано с тем, как воспитано наше молодое поколение, с какими духовными ценностями молодые люди подходят к совершеннолетию, насколько активно они относятся к жизни, каким великим целям они будут служить.

Оценка наших сегодняшних усилий в этом направлении также связана именно с этим, и мы должны заботиться о совершенном духовном мире наших детей, они должны быть зрелыми духовно и морально, физически крепкими.

С этой точки зрения проблема воспитания духовно и физически совершенной личности является в нашей стране общенациональной и общегосударственной задачей, и последовательное продолжение проводимой в этом направлении работы является одним приоритетных направлений государственной политики.

Еще в первые годы независимости началась работа по формированию организационно-правовой основы и законодательной базы для защиты прав несовершеннолетних и молодежи.

Конституция Республики Узбекистан является в этом отношении документом, имеющим высшую юридическую силу. В соответствии с ней государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законодательством. В частности, юные граждане Республики Узбекистан пользуются всемисоциально-экономическими, политическими и личными правами и свободами.

Какое-либо прямое или косвенное ограничение законных прав и интересов молодежи не допускается, и подобные действия в соответствии с действующим законодательством могут стать причиной для привлечения к ответственности.

В статье 45 Конституции РУз указано, что права несовершеннолетних охраняются государством. В статье 64 нашего основного Закона сказано, что родители обязаны заниматься воспитанием и содержанием своих детей до достижения совершеннолетия, государство и общество обеспечивает содержание, воспитание и образование детей-сирот, лишенных родительской опеки, стимулирует благотворительную деятельность, проводимую в интересах детей.

В статье 65 закреплено равенство детей перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей, защита материнства и детства со стороны государства.

По инициативе нашего Президента последовательное претворение в жизнь реформ в этом направлении отмечено в качестве важнейшей задачи.

Исходя из исторического развития в период независимости, реформы в этом направлении уместно разделить на два этапа. Каждый из них занимает присущее ему важное место в истории нашей страны.

Первый этап (1991 — 2000 годы). В этот период было ликвидировано наследство от старого режима — отжившая свое административно-командная система, служившая воспитанию несовершеннолетних и молодежи на основе единой идеологии, и ее правовая база, созданы демократические основы воспитания молодежи, защита их прав и интересов. С развалом бывшего Союза в ряде регионов сложилась крайне обостренная и угрожающая обстановка. Быстрый рост числа правонарушений и преступности среди молодежи, усиление влияния радикально настроенных течений, в особенности среди молодежи, превратились в серьезную угрозу. Однако благодаря политике нашего Президента в Узбекистане удалось избежать развития событий по такому крайне негативному сценарию. В этот период создана законодательная основа защиты прав несовершеннолетних и молодежи, сформированы необходимые институциональные системы. В численормативно-правовых документов, составляющих правовую основу претворенных в жизнь реформ, можно отметить Конституцию Республики Узбекистан, принятую 8 декабря 1992 года, Закон РУз «Об основах государственной политики по отношению к молодежи в Республике Узбекистан» (1991 г.), «О физической культуре и спорте» (1992 г.), «Об образовании» (1992 г.), «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (1992 г.), Гражданский кодекс Республики Узбекистан (1995 — 1996 г.г.), «О представителе по правам человека Олий Мажлиса Республики Узбекистан (Омбудсмане)» (в новой редакции, 1997 г.), Национальная программа по подготовке кадров (1997 г.), Семейный кодекс Республики Узбекистан (1998 г.) и ряд других законов. Именно в этот период Узбекистан присоединился к Всемирной декларации по правам человека и Конвенции о правах ребенка, воплотивших в себе общепризнанные нормы международного права по защите прав несовершеннолетних и молодежи.

Эта конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, является первым соглашением, объединившим в едином комплексе касающиеся детей стандарты и четко и конкретно определившими права ребенка в качестве юридической необходимости.

Правительства, международные агентства и неправительственные организации в процессе ее разработки и обсуждения пришли к единому мнению о моральной необходимости подобного документа.

Тогда же было классифицировано и понятие «детство», основанное на правах человека.

Конвенция о правах ребенка была ратифицирована всеми государствами мира, воздержались только две страны. Таким образом, Конвенция по правам ребенка, которую в массовом порядке ратифицировали почти все страны мира, считается Конвенцией, определившей обязательство о необходимости особого взгляда на интересы детей всех народов мира. Генеральная Ассамблея ООН наделила Детский фонд UNICEF полномочиями по обеспечению приоритета прав ребенка, расширению возможностей по удовлетворению их основных потребностей и наиболее полной реализации их потенциала.

Конвенция о правах ребенка призвана поставить права детей в качестве нерушимых нравственных принципов и международных стандартов действий по отношению к детям, и стала в деятельности UNICEF программой к действиям. UNICEF ведет неустанную работу со всеми партнерами по стабильному развитию человечества во имя достижения целей, определенных мировым сообществом, идей мира и социального развития, воплощенных в Уставе ООН. Президентом Республики Узбекистан принят целый ряд Указов и законодательных актов в этом направлении, в частности, «О мерах государственной поддержки творческой молодежи в Республике» (1992 г.), «О мерах по стимулированию учащейся молодежи» (1993 г.), «Об учреждении в Республике молодежного фонда «Истеъдод» (1993 г.), «О вручении государственной премии молодым авторам Республики Узбекистан за наилучшие произведения и научные работы» (1993 г.), «О фонде молодежи „Камолот“ Республики Узбекистан» (1996 г.), «Об улучшении правового воспитания, повышении уровня правовой культуры населения, совершенствовании системы подготовки правоведческих кадров, улучшении работы по изучению общественного мнения» (1997 г.), «О поддержке Республиканского совета «Маънавият ва маърифат» (1999 г.).

Второй этап (2001—2007 гг.). На данном этапе уделено серьезное внимание усилению воспитательной работы среди несовершеннолетних; профилактике правонарушений и юной преступности; координации и дальнейшему совершенствованию деятельности ответственных за это направление государственных органов, общественных организаций, комиссий по делам несовершеннолетних. Приоритетом в этой работе стало оказание помощи молодым в воплощении их заветных желаний, делалось все, чтобы помочь им найти свое место в социально-духовном и экономическом обновлении общества; проводились программы и мероприятия, направленные на решение проблем молодежи. Необходимо было обеспечить место молодому поколению в жизни, и, в первую очередь, обеспечить занятость юношей и девушек в сельской местности, развитие физкультуры и спорта, здорового образа жизни, формирование современного мировоззрения у молодежи, воспитание в духе патриотизма, повышение правового сознания и культуры несовершеннолетних и молодежи. На этом этапе определились такие приоритетные направления и задачи реформы, как:

— изучение Конституции, начиная с детского сада, введение ее в программу обучения в школах и вузах. Подрастающее поколение должно осознать огромное значение Конституции как исторического завоевания нашего народа в годы независимости;

— уделение достаточного внимания правовой культуре детей;

— уделение практического внимания изучению законодательства в школьной учебной программе, создание основ для изучения правовой системы, налаживание эффективного взаимодействия с семьей, общественностью, правоохранительными органами. Одним из основных направлений деятельности прокуратуры, правовой системы и общества должно стать воспитание молодежи. Тут следует осознать то, что у совершившего преступление юного правонарушителя еще не сформировалось мировоззрение и правовое сознание и его еще можно поставить на путь истинный и воспитать законопослушного гражданина.

— в целях защиты молодежи от вредного воздействия экстремистских течений и криминальных группировок следует как можно больше уделять внимание организации полезного досуга, дополнительных занятий, профориентации, занятий спортом. Для решения этих проблем необходимо повысить ответственность работников милиции, в особенности, инспекторов профилактики, непосредственно работающих в махалле.

— чтобы вырастить духовно и физически здорового человека, следует привлекать детей к занятиям спортом с 5 — 7 лет;

— укрепление в душах молодых ответственности перед обществом, их убеждений и воли;

— оказание содействия в решении проблем молодежи. Сделать все, чтобы они подошли к своему совершеннолетию здоровыми и заняли достойное место в жизни;

— дать правильное представление о смысле и учении религии Ислам; 
— укрепление здоровья молодых, улучшение работы, связанной с обучением и воспитанием молодежи;

— усиление воспитательной деятельности в сходах граждан махаллей и кишлаков;

— проводить программу широкомасштабных мероприятий по повышению правового уровня и культуры молодежи;

— довести до сознания молодежи национальную идею и идеологию, вести борьбу с религиозно-экстремистскими течениями, сохраняя при этом преданность и уважение к священной религии Ислам, последовательно продолжать работу по претворению в жизнь Национальной программы по подготовке кадров;

— в ходе воспитательно-нравственной работы, духовной жизни следует избегать появления духовного вакуума и отклонения от последовательно проводимой политики, соответствующей нашим национальным интересам;

— вооружить молодежь национальной идеей и идеологией;

— следует постоянно держать в центре внимания вопросы воспитания молодых, в частности, соответствия учебников и пособий в школах и вузах современным требованиям;

— разработать конкретный план по трудоустройству молодежи:

— формировать в душах молодых чувство гордости за свой народ и Родину. Юные граждане страны должны помнить, что они дети великого народа и страны;

— наполнить существование молодых новым смыслом жизни и новыми ценностями, созвучными стремлением молодежи овладевать секретами науки, профессии, заниматься созидательной работой во благо общества и стремиться к здоровому образу жизни;

— воспитание молодежи в духе великих стремлений к процветанию Родины, миру и благоденствию;

— усиление духовной поддержки молодых семей, формирование чувства гордости и ответственности за созданные ими семьи, формирование стремления воспитывать детей в духе уважения и почтения к представителям старшего поколения, трудолюбия и вечных ценностей нашего народа;

— органам самоуправления граждан следует оказывать материальную помощь детям из малообеспеченных семей, в частности при вступлении в брак и проведении свадебных торжеств;

— принять меры для глубокого изучения истории.

В качестве правовой основы проводимых на этом этапе реформ тут можно упомянуть законы «О внесении изменений и дополнений в Уголовный,Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан, а также в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан в связи с либерализацией уголовных наказаний» (2001 г.), «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» (2002 г.), «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные документы Республики Узбекистан в связи с упорядочением организации и проведения карточных и других игр, основанных на риске» (2007 г.), «О гарантиях прав ребенка» (2008 г.). В целях создания правовых механизмов по защите прав несовершеннолетних и молодежи в этот период утверждены такие законодательные документы, как: «Об утверждении положения о премии Президента Республики Узбекистан „Нихол“ для одаренной молодежи» (2006 г.), «О проведении ежегодного республиканского конкурса молодежи Узбекистана «Келажак овози» (2006 г.), «О внесении изменений и дополнений в Положения об усыновлении и взятии на воспитание в семьи несовершеннолетних детей (патронат)» (2007 г.), а также Программа действий по обеспечению благосостояния детей в Узбекистане.

Как известно, согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-486 от 10 октября 2006 г., важнейшим направлением деятельности Кабинета Министров РУз, Совета Министров Республики Каракалпакстан, областных хокимиятов и хокимията г. Ташкента, министерств и ведомств, государственных организаций, имеющих отношение к духовно-просветительской сфере, является решение проблем молодежи, и, в первую очередь, актуальных: устранение случаев безответственности, беспечности, допускаемых при повышении их места и роли в обществе, повышение социальной активности подрастающего поколения, опираясь при этом на общественное движение молодежи «Камолот».

Исходя из основных задач, вытекающих из данного постановления и положения о Министерстве юстиции, Наманганское областное управление юстиции ведет работу по вопросам молодежи и несовершеннолетних в следующих направлениях:

— обеспечение единой государственной политики в сфере законотворчества и применения права;

— обеспечение защиты прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией и законами, всестороннее развитие институтов гражданского общества и укрепления их правовых основ;

— координация деятельности государственных органов по правовой пропаганде, направленной на повышение правового сознания правовой культуры и укрепления законности;

— создание эффективного механизма обеспечения исполнения документов суда и других документов государственных органов;

— упорядочение и повышение эффективности деятельности нотариата, адвокатуры и органов ЗАГС и других структур, оказывающих правовые услуги гражданам и юридическим лицам;

— содействие развитию предпринимательства, защиты прав и интересов субъектов предпринимательства и владельцев частного имущества, иностранных инвесторов и предприятий с участием иностранных инвестиций:

— подготовка и повышение квалификации правоведческих кадров с учетом современных требований и стандартов.

Сейчас уже разработан ряд первоочередных мероприятий по претворению в жизнь Программы действий по обеспечению благосостояния детей в Узбекистане, одобренной протоколом собрания Социального комплекса Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января 2007 года, определены ответственные министерства и организаций.

16 февраля 2007 года утверждена и принята к исполнению отраслевая программа действий Министерства юстиции по обеспечению благосостояния детей в Узбекистане в 2007–2008 годах. Организованы постоянно действующее семинары на местах для ответственных работников местных органов самоуправления граждан по повышению их знаний по вопросам претворения в жизнь Конвенции о правах ребенка. Наманганским областным управлением юстиции уже проведено 20 мероприятий по правовой пропаганде, направленных на выполнение данной программы действий. В частности, сотрудники управления провели 11 передвижных тематических семинаров по правилам Конвенции о правах ребенка и по таким темам, как «Формирование правовых основ системы ювенальной юстиции», «Права детей на получение образования», где широко использовались средства наглядной агитации. В них приняли участие представители широких слоев населения, жители сходов граждан махаллей и кишлаков, представители местной власти, государственных и общественных организаций. Кроме того, проведено более 20агитационно-разъяснительных мероприятий, «круглых столов», бесед, встреч и пр. Начиная с 2007–2008 учебного года, слушатели магистратуры изучают предмет «Права ребенка» по таким направлениям, как «Международное право», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Правоохранительные органы».

Управление юстиции проводит в школах области совместно с отделом народного образования и другими соответствующими организациями конкурсы: «Знаете ли вы закон?», «Знаете ли вы свои права?».

Вместе с тем, наряду с достигнутыми успехами, нельзя не отметить, что назрела необходимость дальнейшего углубления реформ, учитывая интенсивно протекающие сегодня процессы демократизации и обновления, модернизации и реформирования страны. В частности, мы считаем, что в сфере защиты прав несовершеннолетних и молодежи следует сделать следующее:

— во-первых, проведение инвентаризации документов, направленных на защиту прав несовершеннолетних и создание единой скоординированный базы; принятие новых законов, которые продиктованы временем, в частности, Закона «Об основах государственной политики по отношению к молодежи» в новой редакции, а также принятие ряда необходимых актов для внедрения в практику этого закона, имеющего огромное значение в законодательстве.

— во-вторых, провести мониторинг по отражению в законодательных документах мыслей и заключений по защите прав несовершеннолетних и молодежи, высказанных в произведениях Президента Республики Узбекистан.

— в-третьих, исходя из того, что, согласно постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-486 от 10 октября 2006 года, важнейшим направлением деятельности Кабинета Министров, Совета министров Республики Каракалпакстан, областных хокимиятов и хокимията г. Ташкента, министерств и ведомств, имеющих отношение к духовно-просветительской сфере, является решение проблем молодежи: устранение случаев безответственности и беспечности, допускаемых при повышении их места и роли в обществе, повышение социальной активности подрастающего поколения, опираясь при этом на общественное движение молодежи «Камолот», создание координационного совета по вопросам молодежи;

— в-четвертых, усиление роли и действенности негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, органов самоуправления граждан по защите прав молодежи и несовершеннолетних;

— в-пятых, провести организационно-правовые мероприятия по организации работы Омбудсмана по защите прав несовершеннолетних, основываясь на опыте, накопленном в ходе аналогичной деятельности представителями по правам человека Олий Мажлиса Республики Узбекистан (Омбудсмана);

— в-шестых, усиление ответственности лиц, нарушивших права несовершеннолетних;

— в-седьмых, развитие научной деятельности в этой среде;

— в-восьмых, организовать постоянную работу по сбору и глубокому всестороннему анализу информации о ситуации в сфере защиты прав несовершеннолетних в стране, выявление недостатков и противоречий, оказывающих негативное воздействие на правовое регулирование социальных отношений по защите прав несовершеннолетних, а также вести анализ использования действующих законодательных документов;

— в-девятых, изучение опыта иностранных государств в сфере законодательного регулирования защиты прав несовершеннолетних и молодежи;

— в-десятых, организация постоянного изучения общественного мнения по защите прав несовершеннолетних и молодежи.

В общем, сегодняшняя забота о молодежи и несовершеннолетних служит совершенству и зрелости наших молодых будущих хозяев нашего завтра.

Наш Президент не раз отмечал, что наши дети должны быть лучше, умнее и сильнее нас, больше нас делать добро. Они должны обладать общемировыми достижениями, глубоко изучать нашу историю и культуру, наследие, оставленное нашими великими предками. В этом наша сила и наше будущее. В действительности смысл и значение нашего нового общества, которое мы строим сегодня, именно в этом — любовь и внимание к детям в лучших традициях народа Узбекистана. Ярким доказательством этого может быть то, что в ряду международных соглашений, к которым Узбекистан присоединился еще в первые годы независимости, после Всемирной декларации прав человека стоит именно Конвенция о правах ребенка.

За период, минувший со дня ратификации Конвенции о правах ребенка в 1992 году, в нашей стране в самом широком смысле декларированы методы и средства развития и защиты прав личности, в особенности детей. Все основные статьи этого важнейшего международного правового документа соблюдаются неуклонно и в полном объеме. В нашей стране всесторонняя забота о детях, защита материнства и детства и все вопросы для обеспечения наилучших материальных условий и моральной среды для всестороннего совершенствования здорового поколения подняты на уровень государственной политики. Все возможные усилия направлены именно на заботу о подрастающем поколении и улучшение жизненных условий. Приоритету социальных программ придается огромное значение. Достойна особого внимания и та грандиозная работа, проделанная в рамках государственных программ, объявленных за годы независимости: «Год интересов человека», «Год семьи», «Год женщины», «Год матери и ребенка», «Год защиты интересов старшего поколения», «Год здоровья», «Год благотворительности и медицинских работников», «Год социальной защиты» и «Год молодежи». Считаем уместным сказать, что заботой о детях, защитой их прав и законных интересов занимаются не только государственные структуры, но и общественное движение «Камолот», Детский фонд, негосударственный благотворительный фонд «Со?лом авлод учун», республиканское общественное объединение по социальной реабилитации детей «Сен ел?из эмассан» («Ты не одинок») и т. д.

Еще на заре независимости по инициативе Президента И. Каримова учреждена невиданная доселе высшая государственная награда — орден «Со?лом авлод учун», аналогов еще нет ни в СНГ, ни во всем мире. Согласно закону Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года, сегодня этим орденом двух степеней награждаются наши сограждане за большие заслуги в защите материнства и детства, улучшении экологии человека, воспитании физически и морально здорового поколения; граждане, проявившие особо большую заботу о материнстве и детстве, опекуны детей-сирот и инвалидов, представители общественных организаций и хозяйствующих объединений, ведущих регулярную благотворительную деятельность в этой сфере.

Образование и воспитание детей постоянно находится в центре внимания государства и общества. В рамках закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране возведены сотни новых лицеев и колледжей, которые оснащены на уровне самых современных требований. В этих учебных заведениях нового типа получают образование и овладевают различными профессиями тысячи юношей и девушек.

Широкомасштабная работа проделана и в рамках Государственной общенациональной программы развития школьного образования в 2004–2009 годах. В соответствии с ней ведется грандиозная работа по коренной реконструкции, капитальному и текущему ремонту школьных зданий, оснащению школ современнымучебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, учебниками и учебно-методическими материалами, и эти реформы уже дают первые позитивные результаты.

Так что мы можем надеяться, что XXI век станет в мире, в том числе и в Узбекистане, веком полного обеспечения прав ребенка.

У Вас есть возможность получить бесплатную консультацию юриста
*Ваше Имя:
*Email:
*Сообщение:
closing