Звоните нам прямо сейчас! Тел: +998 97 9105999, +998 91 5555770

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Реализация мер по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, основанной на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции.

Принципиально новым этапом в определении системных механизмов в сфере противодействия коррупции стало присоединение Узбекистана к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года).

Продолжением последовательных мер в данной сфере явилось присоединение Узбекистана в 2010 году к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией (Стамбул, 10 сентября 2003 года), принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, являющейся универсальным международным документом в данной сфере, усматривается, что коррупцией является использование лицом своего должностного положения с целью получения выгоды для себя или третьих лиц.

В качестве коррупционных преступлений в вышеуказанной Конвенции определены дача и получение взятки, хищение путем растраты и присвоения, злоупотребление служебным положением, легализация преступных доходов, воспрепятствование осуществлению правосудия и ряд других составов, которые в значительной мере криминализованы уголовным законодательством Республики Узбекистан.

Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) представляет собой программу взаимных оценок и мониторинга, в которой участвуют восемь стран. Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, Таджикистан и Украина присоединились к инициативе на собрании в Стамбуле в сентябре 2003 года. Кыргызстан присоединился к плану действий в октябре 2003 года, Казахстан — в декабре 2004 года, Узбекистан — в марте 2010 года.

Так, борьба с коррупцией является одной из актуальных задач проводимых в республике реформ на пути построения правового демократического государства и формирования гражданского общества.

За годы независимости в стране создана основанная на Конституции развитая нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективное противодействие коррупции, ее негативному влиянию на слаженное функционирование органов государственного и хозяйственного управления, проведение демократических преобразований во всех сферах государственного и общественного строительства, сохранение стабильности и безопасности страны.

Принимаются последовательные меры по сокращению вмешательства государственных структур в деятельность частного предпринимательства, приведению их полномочий в соответствие с требованиями рыночной экономики – уменьшению роли государства в управлении экономическими процессами, сокращению монополии в оказании государственных услуг.

В частности, законами «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», а также Указом Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 1998 года «Об упорядочении организации проверок хозяйствующих субъектов» установлены прозрачные правила контроля деятельности хозяйствующих субъектов, требования по сокращению проверок, направленные на защиту интересов юридических и физических лиц. Создан и эффективно функционирует Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов.

С целью совершенствования системы правовой защиты предпринимателей установлен судебный порядок применения мер правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 года «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» введен новый механизм государственных закупок товаров (работ, услуг), обеспечивающий широкий доступ предпринимателей к рынку ресурсов и сбыта.

В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса, Указом Президента Республики Узбекистан от 24 августа 2011 года «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» введен принцип презумпции правоты налогоплательщика и приоритета прав предпринимателей, согласно которыми все неустранимые противоречия и неясности нормативно-правовых актов толкуются в пользу предпринимателей. Упрощен порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства и сдачи отчетов в финансовые, налоговые и статистические органы, введена электронная система представления отчетов.

В качестве одной из важнейших задач современного этапа дальнейшего углубления рыночных реформ и либерализации экономики Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 года «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» определено обеспечение широкого перехода на электронную систему, включая Интернет, предоставления статистической, финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей, осуществления регистрационных и разрешительных процедур, выделения земельных участков и подключения к инженерно-коммуникационным сетям, а также кредитования субъектов предпринимательства, исключающую прямые контакты между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства, бюрократическую волокиту и коррупцию.

Установлен порядок выдачи субъектам предпринимательства разрешительных документов по принципу в «одно окно» с возложением на уполномоченные государственные органы обязанностей осуществления всех необходимых ведомственных согласований. Запрещено введение государственными органами новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законодательством.

Указом Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» сокращено количество государственной, финансовой, налоговой и других видов отчетности за счет их упразднения и объединения дублирующих форм, а также периодичности их представления; отменены с 1 августа 2012 года 80 разрешительных процедур, а также 15 лицензируемых видов деятельности, в том числе за счет их отмены и объединения. 20 декабря 2012 года принят Закон Республики Узбекистан 

«О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», целью которого является регулирование отношений в области разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности.

Законодательно закреплены нормы, обеспечивающие открытость деятельности коммерческих организаций, предотвращение коррупции в частном секторе. В частности, в законах «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и других нормативно-правовых актах установлены ограничения к лицам, заинтересованным в совершении сделок, порядок совершения крупных сделок, нормы о службе внутреннего аудита.

Вышеуказанные и целый ряд других организационно-правовых мер стали важным фактором в деле устранения излишних бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства и повышения эффективности борьбы с коррупцией в сфере экономики.

Одним из ключевых приоритетов демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы.

Важное значение в борьбе с коррупцией имело принятие Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан «О судах», «О прокуратуре» и ряда других базовых законов, определивших систему правовых механизмов, направленных на противодействие коррупции и установивших ответственность за такие коррупционные преступления, как злоупотребление властью или должностными полномочиями, превышение власти или должностных полномочий, должностной подлог, получение и дача взятки, вымогательство вознаграждения, вмешательство в расследование или в разрешение судебных дел, легализация доходов, полученных от преступной деятельности, хищение путем присвоения или растраты, незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.

Важным шагом в данном направлении также стало принятие 25 декабря 2012 года Закона Республики Узбекистан «Об оперативно-розыскной деятельности», которым закреплены понятие, основные задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, определены органы осуществляющие ее с разграничением их полномочий, прав и обязанностей, установлены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения. Законом также закреплена социально-правовая защита работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих содействие в ее осуществлении, а также членов их семей. В продолжении этого 24 августа 2016 года принимается Закон Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел», основной целью закона является регулирование деятельности органов внутренних дел Республики Узбекистан, в данном законе закреплен принцип открытости и прозрачности, что дает  физическим и юридические лицам право в порядке, установленном законодательством, получать достоверную информацию о деятельности органов внутренних дел, а также непосредственно затрагивающую права и законные интересы физических и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом, также закон четко прописаны права и обязанности органов внутренних дел.

Законом Республики Узбекистан «О судах», нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, хозяйственно-процессуального законодательства созданы правовые механизмы обеспечения независимости судебной власти и верховенства закона.

В целях укрепления независимости судебной власти, демократических принципов формирования резерва, прозрачности отбора и рекомендации кандидатур на должности судей, обеспечения стабильности и эффективности деятельности судейского корпуса в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2000 года создана Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.

Осуществлена специализация судов, суды освобождены от несвойственных им функций по исполнению судебных решений и возбуждению уголовных дел.

Необходимо также отметить Указ Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2012 года «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы», которым усилены необходимые правовые и социальные гарантии для независимого судопроизводства, защиты социального статуса работников судебных органов, что является важным фактором обеспечения реальной независимости и беспристрастности судебной системы, недопущения коррупционных проявлений в их деятельности.

В целях принятия неотложных мер по коренному улучшению и совершенствованию системы, организационно-правовых механизмов отбора, подготовки кандидатов на должности судей, дальнейшего обеспечения подлинной независимости судебной власти, совершенствования организации деятельности Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судейпри Президенте Республики Узбекистан распоряжением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года утверждено новое Положение о данной Комиссии.

Введение в национальное законодательство института «хабеас корпус», передача судам права выдачи санкций на заключение под стражу, отстранение обвиняемого, подсудимого от должности, помещение лица в медицинское учреждение значительно укрепили гарантии соблюдения прав и интересов граждан, подвергшихся уголовному преследованию, их защиты от различных злоупотреблений на досудебной стадии уголовного процесса.

Реализован комплекс мер, направленных на обеспечение равенства прокурора и адвоката, состязательности и прозрачности на всех стадиях судопроизводства, повышение качества и оперативности осуществления правосудия.

В структуре Генеральной прокуратуры и других правоохранительных органов созданы и эффективно функционируют специализированные подразделения по противодействию коррупции, а также подразделения собственной безопасности.

Важным институциональным механизмом по борьбе с коррупцией стало создание Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, который на системной основе осуществляет комплекс мер, направленных на выявление, пресечение фактов легализации преступных доходов и других коррупционный правонарушений.

Узбекистан одним из первых в Центрально-Азиатском регионе в 2004 году принял Закон «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма», определивший комплекс правовых механизмов, направленных на создание институциональной базы по противодействию отмывания преступных доходов, приведение законодательства в соответствие с общепризнанными международными стандартами.

В соответствии с Законом «О нормативно-правовых актах» Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет анализ проектов нормативно-правовых актов на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции. Так, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» одной из основных задач и направлений деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан определено выявление в действующем законодательстве «белых пятен», а также положений и норм, создающих условия для проявлений коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления.

В связи с этим, 20 октября 2011 года Приказом министра юстиции была утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, на основе которой в практику было введено проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

Наделение органов юстиции полномочиями по проведению единой государственной политики в области нормотворчества, правоприменительной практики направлено на обеспечение законности в деятельности государственных органов и предупреждение коррупции.

Последовательно проводятся реформы в сфере государственного и общественного строительства.

На системной основе проводятся специальные исследования общественного мнения по вопросам коррупции, результаты которых используются в процессе совершенствования антикоррупционной политики.

Новым импульсом по совершенствованию институциональных механизмов предупреждения коррупции явилось принятие Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, внесенной Главой государства на рассмотрение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года.

Концепция является программным документом, определяющим приоритетные направления дальнейших демократических реформ в стране, реализация которых станет важным фактором в сфере противодействия коррупции.

Концепцией также намечено принятие комплекса мер по повышению правовой грамотности, правосознания населения, высокий уровень которых является важным условием борьбы с коррупцией.

20 августа 2015 года принимается еще один антикоррупционный закон за №ЗРУ 391 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития». Данным законом вносятся ряд изменений в законы Республики в Узбекистан, в частности в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности. Таким образом в соответствии с данным законом в УК введено новая глава под названием «Преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов». Также настоящим законом диспозиция статьи 210, 211 УК (дача и получение взятки) приводится в соответствии с определением коррупции приводимое в Конвенции ООН против коррупции.

Указом Президента республики Узбекистан от 15 мая 2015 года (О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» утверждена программа мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития,  направленную на:

повышение ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, нарушение прав частных собственников;

усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

дальнейшее упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, а также процедур, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности;

создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, расширения их доступа к материальным и кредитным ресурсам, улучшения бизнес-среды.

С1 июля 2015 года установлен порядок, в соответствии с которым:

проведение всех проверок деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляется контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов — не чаще одного раза в три года, только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан;

срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, составляет не более 10 календарных дней;

плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства охватывают только период, последующий за последней плановой проверкой;

проверки правоохранительными органами деятельности хозяйствующих субъектов в связи с возбужденными уголовными делами осуществляются с обязательным участием привлеченных хозяйствующими субъектами адвокатов (за исключением случаев отказа от данного права со стороны хозяйствующего субъекта);

не возбуждается уголовное дело и освобождается от ответственности лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 184 УК Республики Узбекистан (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей), если оно полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружения преступления.

Большим шагом в борьбе с коррупцией стал Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» от 05 октября 2016 года за №УП4848, согласно которому генеральной прокуратуре РУз, совместно с Верховным судом, Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Службой национальной безопасности Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами поручено в двухмесячный срок внести в установленном порядке:

проект Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», направленный, в первую очередь, на дальнейшее укрепление доверия граждан и предпринимателей к государственным органам, повышение инвестиционной привлекательности республики, а также предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений;

предложения по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающие установление четкой процессуальной регламентации назначения, проведения и продления проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности по возбужденным уголовным делам, направленные, прежде всего, на обеспечение неприкосновенности частной собственности, недопущение необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и приостановления их функционирования.

На основании данного указа с 1 января 2017 года:

отменяются все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;

отменяются все виды встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам;

освобождаются от административной и уголовной ответственности, применения штрафных и финансовых санкций (кроме пени) субъекты предпринимательства и их работники, впервые совершившие правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека;

освобождаются от административной и уголовной ответственности лица, впервые совершившие правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в случае добровольного возмещения причиненного ущерба, регистрации в качестве субъектов предпринимательства и оформления необходимых разрешительных документов в месячный срок со дня выявления правонарушения;

в отношении субъектов предпринимательства не применяется уголовное наказание в виде лишения права на осуществление предпринимательской деятельности;

вновь создаваемым производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей (за исключением ресурсных и таможенных платежей), действовавших на дату их государственной регистрации;

освобождаются от уплаты государственной пошлины субъекты предпринимательства при подаче заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;

отменяется требование о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в органах государственной таможенной службы, за исключением контрактов по экспорту товаров, предусмотренных в приложениях № 1, 2 и 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 года № УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)», с сохранением контроля и мониторинга за внешнеторговыми контрактами органами валютного контроля через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций;

выдача сертификата о происхождении экспортируемых из Республики Узбекистан товаров заявителю, ранее получившему аналогичный сертификат по идентичному товару, осуществляется в течение одного рабочего дня.

Можно отметить упрощение административных процедур по ряду государственных услуг, бесконтактное оказание электронных государственных услуг, порталов открытых данных на национальном уровне и пилотных областях, модернизацию официального веб-сайта Верховного суда, а также систему аудио-видео фиксации в хозяйственных судах

В частности Узбекистане плодотворно работает Единый портал интерактивный государственных услуг, посредством которого физические и юридические лица свободно не выходя из кабинета, могут записаться на прием к руководству, подать обращение в государственные органы, получить качественные государственные услуги, при этом как выше было сказано не входят в непосредственный контакт с государственными органными, что исключает коррупцию.

Мощным рычагом борьбы с коррупцией является правовое воспитание граждан в духе уважительного отношения к закону и нетерпимости ко всяким его нарушениям. В этих целях принята и активно реализуется Национальная программа повышения правовой культуры в обществе. Концепцией предусматривается принятие новой Национальной программы повышения правовой культуры общества, призванной кардинально улучшить правовое образование и просвещение в стране, пропаганду правовых знаний в обществе, повышение политико-правовой культуры, правосознания граждан.

В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшее имплементация международных договоров в законодательство, наряду с принятием комплекса мер по предупреждению коррупции будет служить дальнейшей демократизации и либерализации законодательства, созданию надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечению прозрачности и открытости при взаимодействии государственных структур и субъектов предпринимательства, и в конечном итоге, будет способствовать дальнейшему улучшению в Узбекистане делового климата.

Адвокат

АФ « FARIDUN AND FIRDAVS PARTNERS»

Мухтаров Фирдавс

12.10.2016г

У Вас есть возможность получить бесплатную консультацию юриста
*Ваше Имя:
*Email:
*Сообщение:
closing